Советы,
как играть детям в песке
Песок привлекает дошколят возможностью делать куличики или домики
для маленьких игрушек, трассы для машинок или канавки для воды.
Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно больших
по возрасту подростков, которые с удовольствием роют в песке туннели
и возводят огромные города с домами и замками.
По программе "Модернизация муниципальных систем дошкольного
образования" детский
сад "Берёзка", как базовое учреждение стажировочной
площадки ИПК и ПРО, получил кабинет психомоторной коррекции, в
состав которого входит комплект "Рисуем на песке". Его
я использую как на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях,
так и групповых. Рекомендуемый возраст использования комплекта
– с четырёх лет, но его применение особенно эффективно для старших
дошкольников при подготовке детей к обучению в школе. В комплект
входят поддон из древесины с дном из небьющегося стекла, ограничительная
рамка и ручки для переноса, тонкозернистый белый кварцевый песок,
два скребка для рисования на песке, линейка для выравнивания песка
и разные атрибуты для выполнения тех или иных заданий.
Сначала я предлагаю осуществить в песке свои идеи теми способами,
которые им больше получаются. Потом даю детям
задания. Песок можно разравнивать ладонями и пальцами. Руки
работают словно бульдозер, разгребая песок вокруг. Пальцами можно
проделывать отверстия в песке или рисовать на нём. Дети очень
расслабляются, пропуская песок между пальцами. Используя лоток
с песком, они играют в различные игры. Для того, чтобы заставить
шарик катиться по заданной траектории, приподнимая и опуская края
лотка, ребёнку потребуется чувство равновесия, концентрации внимания
и навыки работы в команде.
В лотке можно проводить "тараканьи бега", используя
магнитных жуков. Для этого необходимо слегка приподнять одну сторону
лотка, чтобы было легче передвигать жуков при помощи магнита,
который подносят снизу. Будет казаться, что жуки сами медленно
ползут по песку.
Детям очень нравится рисовать специальным песочным карандашом
(прозрачная трубка). Такой прозрачный карандаш наполняется мелким
песком, и ребёнок держит песочный карандаш той рукой, которой
обычно пишет, над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится
карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения.
Чем ниже ребёнок опускает карандаш, тем чётче будут линии. С помощью
карандаша можно нарисовать чудесные картинки. Чтобы отключить
карандаш, нужно прервать струйку песка, закрыв отверстие другой
рукой. Всем детям очень нравятся такие занятия. Это полезное упражнение
служит для тренировки координации, а также для концентрации
внимания.
Игры с песком способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы
ребёнка, особенно его тактильно-кинестической чувствительности,
мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-моторной координации,
произвольного внимания, речи, мышления, а также творческих
способностей.
Каждый родитель может использовать для занятий со своим ребёнком
песок. Сделать поддон не так трудно, песок должен быть мелкий,
просеянный через мелкое сито, промытый и прокалённый в духовке.
Один раз в месяц песок необходимо промывать и прокаливать.
Играя, ребёнок испытывает
удовольствие.
Е.УЛЬЯНОВА, педагог-психолог МБДОУ №5 "Берёзка"