Яков
КРИГМОНТ. Парадный мундир в рабочие будни
Он был статен и красив, Яков
Давидович Кригмонт.
Офицерская форма ему шла невероятно, но и любой штатский костюм
сидел на нем тоже как влитой. То был чисто внешний момент – и
в общении, причем на любом уровне, покоряли его неизменная корректность,
приветливость, доброжелательность, когда требуется, без малейшего
срыва жесткая принципиальность.
Публично запомнился поначалу Яков Давидович в ранге начальника
знаменитого «серебряного»
футбольного СКА.
Это со стороны кажется, что руководить таким классным ансамблем
выходило просто и непринужденно. Совсем не так. Чем выше мастерство
игроков и команды в целом, тем сложнее ими управлять.
Не
составляли исключения и те самые медалисты-шестидесятники. Разные
характеры, разная в индивидуальностях игра, разный вне таковой
менталитет - в духе высказывания незабвенного Алексея Еськова:
«Мы ведь фактически любители в гриме профи». То есть в те годы
требовалось держать отдельных игроков и даже весь коллектив порой
в ежовых рукавицах.
Кригмонта даже в исключительных ситуациях отличал большой такт.
Его при высокой степени требовательности не боялись, наоборот,
уважали и любили.
СКА-66 выделялся и слаженными действиями на поле,
в чем заслуга друга и сподвижника Якова Давидовича «командира»
Йожефа Йожефовича Бецы, и редкой сплоченностью, заряженностью
на результат, тут шел впереди «комиссар» Кригмонт.
После армейской службы он принял только что построенный Дворец
спорта в должности директора. Есть понятие «эталон», так вот,
это самое директорство он поставил на эталонный уровень, к чему
никто позже и близко не подходил. Сам объект выглядел по-армейски,
в духе подполковника в отставке образцово, внешность же подкреплялась
огромной, скажем так, объемной работоспособностью.
Болельщикам
передохнуть не приходилось. Сменяли друг друга союзные чемпионаты
по волейболу, спортивной и художественной гимнастике, боксу, международные
турниры по штанге, классической борьбе, приезжали разыгрывать
медали лучшие фигуристы Союза, в том числе уже тогда легендарные
Людмила Пахомова и Александр Горшков. Каких только звезд, в том
числе мегакласса типа Василия Алексеева и Давида Ригерта, гимнастки-художницы
Ирины Дерюгиной, гимнасток Людмилы Турищевой, Ларисы Петрик, Ольги
Карасевой, Любови Бурды, Николая Андрианова и других асов помоста,
не приходилось видеть. Ростов, ясно, не без влияния и находчивости
директора Дворца, сумел параллельно с Киевом и Вильнюсом провести
групповой этап чемпионата мира по гандболу среди женщин, выше
рангом состязания столица Дона не проводила ни раньше, ни позже.
Иной разрез разговора. Вот совсем недавно на высоком областном
уровне публично провозглашалась доктрина развития у нас зимних
видов, хоккея и фигурного катания, даже предсказывали представительство
Ростова на грядущей Олимпиаде в Сочи. Тем «глашатаям» не мешало
бы заглянуть в прошлое. Когда Дворец с ледовой ареной вступил
в строй, о хоккее с фигурным катанием заговорили сразу. Кригмонт
со специалистами тотчас засел за расчеты. Выяснили стоимость содержания
хоккейной команды (почище футбольной, уж это Яков Давидович прекрасно
знал), прикинули возможности города - дали отбой.
Привезли
из тогдашнего Свердловска тренера-фигуриста с парой учеников,
присмотрелись, выяснили, что коль их пестовать, нужно сворачивать
другие дисциплины, более у себя близкие и налаженные. Так тема
«зимы» в южном центре и заглохла. Причем не скандально, как сейчас,
а без громких лозунгов четко выверенная на цифрах, обсчитанная
вдоль и поперек.
Основательность и деловая разумность - тоже класс масштабного
специалиста. Каким являлся герой этого повествования.
Евгений
Серов, «Футбольный курьер» №86, октябрь 2011 года