Театр
и футбол
Футбол
всегда был слабостью оперных певцов. Зураб Соткилава выступал
в чемпионате СССР за тбилисское «Динамо», но травмы прервали его
карьеру. Интересно, к огорчению или к счастью, – страна потеряла
хорошего игрока, однако получила великолепного тенора. Или Лучано
Паваротти. После окончания школы он встал перед выбором – быть
футболистом (Лучано мечтал вырасти в классного вратаря) или учителем.
Мать настояла на
втором. Вскоре увлечение музыкой взяло верх, и весь мир рукоплескал
Паваротти, когда он выступил на церемонии открытия чемпионата
мира 1990 года в Италии.
Ростовчанину
Хачатуру Бадаляну пока далеко до славы известных
коллег. Но в свои 31 он уже солист питерского Мариинского театра,
гастролирует с выступлениями по разным странам, имеет хорошую
прессу и перспективы. Приятно, что Хачатур, в свое время закончивший
нашу консерваторию, не забывает Ростов-на-Дону. При первой возможности
приезжает на Дон – проведать родителей, обменяться
новостями с друзьями и... заглянуть на стадион «Олимп-2»,
где прошли его беззаботные годы.
Мороженое,
фитнес, характер
– Да, когда жил в Ростове, мне приходилось много раз посещать
наш стадион. Здесь все знакомо. Регулярно компанией друзей ходили
на все матчи и горячо болели за «Ростсельмаш»/«Ростов».
–
Приходилось ли срывать голос на трибуне?
–
Нет (смеется). Следил за этим. Я кричал, конечно, но аккуратно.
Все-таки это большая нагрузка на голосовые связки. Голос же –
мой рабочий инструмент, поэтому я берегся.
–
Интересно, а как певцы заботятся о своем голосе?
–
Все зависит от конкретного человека. Есть очень многие вокалисты,
которые считают, что не следует есть мороженое или пить холодную
жидкость. Другие же, наоборот, предпочитают закалять связки. Например,
в Италии все оперные певцы, которые, кстати, большие фанаты
футбола, чуть ли не каждый день пачками уплетают мороженое
– прямо перед спектаклями! Считают, что оно закаляет горло. Приведу
аналогию с футболом. Получил человек какую-то травму, допустим,
по ноге его ударили. Чтобы убрать боль и отек, используют заморозку.
Также и голос. Можно сказать, что это часть тела, которая также
может повреждаться. Так вот мороженое (как правило, жирное) закаляет
голосовой аппарат.
–
Слышал, в театре существуют даже специальные врачи...
– Да, отоларингологи-фониатры – люди, которые
специализируются на проблемах связок. Это очень тонкая и специфическая
работа. Я снимаю шляпу перед этими врачами, потому что они постоянно
поддерживают нас, певцов, в форме, тем более, в такой махине,
как Мариинский театр, который в год дает 700
спектаклей. А с построенным новым – уже под тысячу. Это по два-три
выступления в день. Естественно, много голосов, репетиций – нагрузка
большая. Без помощи фониатров здесь обойтись сложно. Артисты к
ним часто обращаются. Опять же параллель с футболом. Заканчивается,
к примеру, первый акт, читай, тайм, – отправился на легкий осмотр.
Также и игроки делают, когда их что-то беспокоит, так ведь? Видите,
театр
и футбол очень похожи.
–
А вообще, насколько для певцов важна физическая подготовка?
– Лично я регулярно посещаю фитнес-центр, бассейн. Изначально
занимался восточными единоборствами, играл в футбол, как и все
– во дворе. Так что спорт всегда со мной. Вообще, оперное пение
очень на него похоже. У меня, как у спортсменов, также есть тренировки
– то бишь репетиции, и они должны быть постоянными, иначе теряешь
форму, так как тренировка дыхания
– та же подготовка мышц. Плюс характер. Бывают моменты на сцене,
когда он обязательно должен присутствовать. Важна способность
человека сконцентрироваться на поставленной задаче, несмотря ни
на что достигнуть ее.
–
В среднем, сколько длится ваше выступление на сцене?
– Смотря сколько актов в спектакле или в опере. Обычно их бывает
три, каждый примерно по часу. То есть в среднем провожу на сцене
три часа. Однако не каждый певец поет от начала до конца: в какой-то
момент вышел, спел, ушел, затем опять появился. У нас, в отличие
от футбола, есть возможность чуть передохнуть.
Просмотр,
контракты, случай
–
Как получилось, что в прошлом году вы оказались в Мариинском театре?
В футболе так: игрок приглянулся, его приглашают на просмотр.
Если понравился, согласовывают зарплату и вперед – на поле. А
как этот процесс устроен в театральной среде?
–
Я же говорю, что футбол и опера очень взаимосвязаны. Меня заметили,
пригласили. Только в футболе – просмотр, здесь – прослушивание.
Спел, меня услышали и, собственно, взяли на работу. Есть в опере,
как и в футболе, агенты – они обсуждают гонорары артиста. Игроков
и певцов также покупают: в футболе – клуб, у нас – театр. И контракты,
конечно, существуют. Подписываем соглашение – на определенные
финансовые условия, какие партии исполняем, какие спектакли. Однако
в Америке, допустим, в этом плане большее внимание к мелочам.
Вплоть до того, имеет ли солист право на определенный спектакль
отрастить бороду или покрасить волосы. То есть моменты, которые
будут важны на сцене, обязательно оговариваются. В Европе это
неважно. Какой есть – лишь бы пел красиво!
Помимо этого, в опере, как и в футболе, определенную роль играет
случай. Засветился в какой-то игре, читай спектакле, и твоя карьера
пошла в гору. Примерно так случилось со мной после выступления
в крупнейшем оперном театре Франции – Бастиль – с «Кармен» Жоржа
Бизе, где я играю Дона Хозе. Диалоги исполнял на французском языке,
и зал мне рукоплескал! Я получил хорошие отзывы критиков, впоследствии
люди из оперного мира ссылались на это выступление, обо мне потихоньку
стали узнавать. На данный момент у меня заключен контракт на 2014
- 2015 годы.
Спаллетти, Гергиев, Лоу
–
Приходилось ли вам видеть в зале театра футболистов «Зенита»?
–
Знаете, мне трудно сказать, потому что в зале всегда темно и особо
никого не видно. Однажды, помню, в театре снимали рекламный ролик
с участием Лучано Спаллетти – будто он дирижирует из оркестровой
ямы.
Такие известные люди, как Спаллетти и Гергиев – это бренды, с
которыми можно ассоциировать Санкт-Петербург: первый – это футбол
и «Зенит», второй – это Мариинский театр. Я практически уверен,
что люди такого уровня не могут не контактировать, так что взаимная
интеграция наверняка существует.
А вот то, что известный актер Джуд Лоу был на моем выступлении
– на «Богеме» – совершенно точно. Как-то после второго акта ко
мне в гримерку заходит мужчина – и лицо такое знакомое! А за ним
– вереница девушек. Вспоминал-вспоминал, кто такой – да это же
Джуд Лоу! В разговоре выяснилось, что он знает сюжет оперы. Говорит
мне: «Сейчас в третьем акте ругаться будете, да?».
–
Мариинка – лидер среди коллег по цеху по игре в футбол в Санкт-Петербурге.
Чувствуется ли этот спортивный дух в самом театре?
–
Честно говоря, я не так давно случайно узнал, что в составе Мариинского
театра существует футбольная команда и что проводится чемпионат.
Я бы с удовольствием поиграл, но все зависит от моего свободного
времени. Футбол люблю, но работа отнимает много времени и сил.
Знаю, что почти на всех матчах театра присутствует Валерий Абисалович
Гергиев, поддерживает команду. В ней играют и знаменитые оперные
певцы, и пианисты. Это очень здорово, когда люди искусства занимаются
спортом.
–
Какой у вас примерно жизненный график?
– Можно сказать, что я живу в самолете. В Петербурге отпеваю свои
спектакли в Мариинском театре, улетаю куда-нибудь в Европу, выступаю
там, возвращаюсь в Питер, улетаю опять... Есть опять же сходство
с футболом, где переезды, гостевые, домашние матчи, не так ли?
(улыбается). График, конечно, очень плотный. Но на данном этапе
жизни меня это устраивает: не могу сказать, что я в самом начале
своей карьеры, но на такой стадии, когда необходимо интенсивно
развиваться, и я к этому прикладываю максимум усилий.
О
чемпионате мира-2018
–
Конечно же, Ростову-на-Дону повезло, что на его территории
в
2018 году будут проводиться матчи
первенства планеты. Еще бы – такое грандиозное событие!
Уверен, каждый ростовчанин гордится тем, что на стадионе в его
в городе проведут матчи сильнейшие сборные мира.
Надеюсь, что и Россия выступит достойно на домашнем Мундиале.
Ну и мы все, болельщики, поможем, как можем. В том числе, и своими
голосами!
Текст: Максим КАДАЕВ, журнал
Наш чемпионат, опубликовано 15 декабря 2013