Нетрадиционные
техники рисования для детей
Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных
техник рисования. Почему я начинаю именно с этой техники? Опираясь
на многолетний опыт работы, я считаю, что освоение любых навыков
следует развивать от простого к сложному.
Несколько лет назад в моей группе была девочка
Ангелина. Мы с ней перепробовали все возможные нетрадиционные
техники рисования. Прежде чем давать группе детей что
то новое, необычное, мало знакомое для них, мы пробовали это с
Ангелиной. Она проводила со мной эксперименты по работе с самыми
разными материалами. И глядя на то удовольствие и азарт, с каким
она включалась в процесс работы, я понимала, что этот вид деятельности
обязательно должен быть в творчестве ребенка любого возраста.
Вернемся к нетрадиционным техникам рисования.
Начинаю я их вводить в младшей группе в январе. В нашем южном
регионе снег зимой бывает нечасто и приходится долго ждать, когда
же он нас порадует. А никто так не радуется снежной зиме, как
ребятня. Как-то в нашем городе долго не было снега и дети часто
спрашивали меня, когда же он выпадет. Тогда я пошла на хитрость
и сказала, что если мы нарисуем снежинки, то Дед Мороз обязательно
увидит наши рисунки и вскоре обязательно выпадет снег. Технику
рисования снежинок для детей трех лет я взяла «рисование
пальчиками».
Как известно, на ладони, и особенно на кончиках пальцев, расположены
чувствительные точки, отвечающие за разные органы и функции в
организме человека. Стимуляция некоторых из них активизирует речевой
центр, что позволяет детям быстрее начать говорить. Для рисования
в домашних условиях можно использовать специальные краски
для рисования пальчиками. В саду чаще всего я использую акварель
или гуашь. Лист бумаги может быть заранее тонирован в любой цвет,
который необходим для работы по теме задания. Желательно под рукой
иметь влажную салфетку, чтобы можно было сразу после работы вытереть
руки от краски, а также емкость с водой, чтобы смачивать палец.
Обучение
детей нетрадиционным техникам рисования
Прежде чем приступить к занятиям, обязательно
нужно провести с ребенком разъяснительную беседу об аккуратности
в работе. В процессе работы необходимо подойти к каждому ребенку,
и если нужна помощь — помочь. Похвала — это неотъемлемая часть
занятий, не забываем про нее. Если вы предложили порисовать ребенку
дома пальчиками, вы должны для начала принимать непосредственное
участие в работе вместе с малышом и радоваться с ним результатам
работы. И конечно похвала и еще раз похвала за прекрасную работу!
Так у ребенка формируется уверенность в своих силах, чувство собственного
достоинства, желание творить без подражания другим детям. После
окончания работы ребенок сам или с вашей помощью должен убрать
свое рабочее место. У нас в саду дети с ясельной группы могут
позаботиться о себе, накрыть стол для занятия, а после — убрать
свое рабочее место. Рисунки детей нужно обязательно сохранить,
чтобы видеть прогресс в рисовании. Мои дети получили задание
нарисовать много снежинок на листе бумаги. Ведь чем больше
будет снежинок, тем больше снега выпадет у нас в городе.
Когда наши рисунки со снежинками были готовы, мы устроили
в детском саду выставку и любовались проделанной работой.
Все были довольны и счастливы. Дети, уходя домой, рассказывали
родителям, что они сегодня рисовали снежинки пальчиками и что
Дед Мороз, увидев их творчество, обязательно поколдует и в нашем
городе выпадет много снега. Хотите — верьте, хотите — нет, но
вскоре и вправду выпало много снега. Мои воспитанники и сейчас,
став взрослее, зимой всегда вспоминают эту историю. И если у нас
в городе долго нет снега, они предлагают мне его нарисовать.
Ольга Сибиль, Азовская неделя, 13 июля 2018