ГЛАВНАЯ | ТУРНИРЫ | ОБЪЯВЛЕНИЯ | О НАС | СУДЬИ | ПРАВИЛА | КОМАНДЫ

 

Материалы по теме:

Турнир памяти Киктева

В атаку вели молодость и задор: футбольному клубу СКА исполнилось 70 лет.

К 45-летию успеха ростовского СКА в чемпионате СССР по футболу

Блеск и нищета ростовского футбола

Воспоминания старшего лейтенанта о строительстве стадиона СКА в Ростове

Арена сооружалась на века, а сегодня огромное сооружение находится в плачевном состоянии.

Сегодня Ростов-на-Дону активно готовится к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Центральным объектом этой подготовки является огромный стадион «Ростов-Арена» на 46 тысяч зрителей, возведение которого сейчас полным ходом ведется на левом берегу Дона.
А я хочу поделиться воспоминаниями о строительстве стадиона СКА, участником которого мне довелось быть в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века

ПОЛКОВОЕ СПОРТЯДРО

В начале 60-х в роще между поселками Северный и Мирный, на окраине Ростова, было начато строительство полкового «спортивного ядра». Объект возводился хозяйственным способом, по войсковым нормативам. Трибуны с южной и восточной сторон спортивной площадки были земляными, врезанными в рельеф, а с западной и северной - деревянными, на бетонных опорах.
Таким я и увидел будущий стадион СКА, когда старшим лейтенантом прибыл в 1966 году в 711-й Военпроект для прохождения службы в должности начальника строительного отделения.

сегодня стадион СКА находится не в лучшем состоянии

/ Сегодня стадион СКА находится не в лучшем состоянии, но на нем военные проводят свои мероприятия, фото www.rostov-football.ru/

В 1968 году командующим войсками СКВО генерал-полковником А.Т. Алтуниным было дано распоряжение построить вместо полкового ядра большой спортивный центр, который предназначался бы как для спортроты, так и для гражданского населения. Возводили его военные строители. Количество мест на трибунах планировалось довести до 10-12 тысяч человек. Трибуны должны были стать железобетонными.

Тогда же было начато строительство плавательного бассейна, куда входили здание и три открытые чаши. Одна из них предназначалась для обучения детей плаванию. В тот же период были построены теннисные корты. С вступлением в 1970 году в должность командующего войсками СКВО генерал-полковника Д.И. Литовцева начался третий этап строительства стадиона.

По просьбе городского руководства командующим было принято решение довести емкость трибун до 35 тысяч мест. Их нарастили сборными железобетонными конструкциями, были сооружены подтрибунные помещения, а также два тренировочных футбольных поля.

Я принимал непосредственное участие в проектировании объекта, поэтому приходилось часто бывать на стадионе.
Большое строительство было закончено в 1971 году. Ввод в эксплуатацию объекта командование войсками СКВО и администрация Ростова-на-Дону решили превратить в общегородской праздник. О церемонии открытия стадиона было объявлено по городу зара¬нее. А чтобы придать это¬му дню праздничности и привлечь как можно боль¬ше зрителей, пригласили столичные команды - ЦСКА и «Спартак».

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За два дня до открытия стадиона меня вызвал начальник 711-го Военпроекта. В кабинете было несколько незнакомых офицеров. Начальник дал мне прочесть какую-то бумагу, и попросил ее подписать. В документе, который офицеры принесли с собой, говорилось о том, что подписавшиеся дают гарантию прочности и надежности конструкций трибун. От 711-го Военпроекта подпись была только моя...
Не знаю, кто был инициатором появления этого документа, но, думаю, он хотел подстраховаться.

Наверное, рассуждал так: «Только что построенный стадион сразу будет до предела заполнен зрителями, и новые конструкции впервые получат максимальную нагрузку. Выдержат ли?!» Мне тоже стало тревожно...

За оставшиеся два дня до открытия я вместе с военными строителями СКВО тщательно осмотрел несущие конструкции и опорные узлы трибун. Затем смесью цинковой пудры со спецлаком мы покрасили некоторые металлические закладные детали и накладки опорных узлов - для дополнительной гидроизоляции. Еще раз просмотрел чертежи, прошелся по подтрибунному пространству, потом с внешней стороны... Все выглядело добротно!

День открытия нового стадиона был солнечный. Я заранее занял место на самом верхнем ряду восточной трибуны и решил не вставать с него до конца всех мероприятий. Пытался убедить себя, что все будет хорошо, однако тревога не покидала. Я представлял себе самые мрачные картины. Вдруг тысячи людей разом вскочат со своих мест, начнут прыгать, плясать на трибунах? Выдержат ли конструкции?

Гарантийная подпись от проектной организации была только моя. Значит, с меня и спросят по полной программе, если что-нибудь случится...
Стадион начал заполняться зрителями. Народ валом валил! В отдельных ложах появились, как бы сейчас сказали, V1Р-персоны: командование войсками СКВО, руководство города и области.

Церемонию открытия стадиона задержали: строители должны были вручать символический ключ от объекта, но его не смогли найти в последний момент. Что ж, строители не растерялись и быстренько вырезали ключ из оцинкованной листовой стали!
Футбольный матч я практически не смотрел. Мое внимание было приковано к трибунам, особенно в те моменты, когда там начиналось ликование зрителей. Нервное напряжение спало лишь после окончания первого тайма. Конструкции стояли надежно!
На следующий день после матча я еще раз осмотрел все опорные узлы под трибунами. Никаких отклонений или деформаций не обнаружил. Так и закончился для меня праздник открытия стадиона СКА.

МАЧТЫ ДЛЯ МАТЧЕЙ

Оставалась еще одна проблема: существующие мачты освещения никуда не годились. На фоне огромной чаши нового стадиона они выглядели убого, да и осветительная аппаратура не соответствовала своему назначению.
Для того, чтобы цветная картинка при телевизионной трансляции была качественной, луч прожектора должен быть «теплым».

Спустя какое-то время после ввода стадиона в эксплуатацию к командованию СКВО обратилось руководство города с предложением использовать то осветительное оборудование, что предназначалось для строившегося тогда стадиона «Ростсельмаш». Военный округ принял это предложение.

В 1973 году Ростовский филиал Московского института «ТяжПромЭлектроПроект» выполнил расчет освещенности футбольного поля и задал параметры мачт. Ростовский институт «Проект-Стальконструкция» при участии 711-го Военпроекта разработал металлические мачты.

В стойках большого диаметра размещались лестница для подъема и несколько стальных трубопроводов для пропуска электрокабелей. Фундамент под каждую мачту - из цельных свай длиной 20-22 метра. Также было увеличено количество электроэнергии, получаемой из городских электросетей.

Теперь мачты освещения выглядели совсем иначе. На них было установлено по 98 прожекторов с лампами накаливания мощностью 3500 ватт каждая. В таком виде мачты стоят и по сей день.

К сожалению, стадион СКА сегодня находится в запущенном состоянии. Здесь много лет не проводился ремонт, и теперь спортивному сооружению необходима масштабная реконструкция - хочется надеться, что средства на нее в скором времени найдутся! А запаса прочности, заложенного в конструкции стадиона полвека назад, хватит еще на долгое время!

Ю. ПЕТРОВ, бывший начальник 711-го Военпроекта, полковник в отставке.

Вечерний Ростов, 1 октября 2016

 
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru