Воспитание
ситуацией успеха
В
сборнике "Человек в современном мире" - автор проекта
и научный редактор В.С. Кукушин, профессор педагогики, академик
академии педагогических и социальных наук и Международной академии
экологии и природопользования, член Консультативного совета Международной
федерации образования; издательство: Ростов-на-Дону: Гинго, 2014.
356 стр. - представлены актуальные материалы по философии, культурологии,
социологии и социальной работе.
Освещены
общие вопросы педагогики, обобщен опыт коррекционной работы в
специальных школах. Высказаны соображения по проблемам
дизайна жилой среды и градостроительства, освещены вопросы природообустройства.
Отражены некоторые инновации в технике и экономике. В заключении
опубликованы творческие работы взрослых и детей, отражающие духовный
мир человека.
Во
второй раздел: "Социология и социальная работа" включена
статья воспитателя приемного отделения СЦР для несовершеннолетних
слободы Большая Мартыновка Лидии Леонтьевны Железной
- педагога с 42-летним опытом работы, 17 из них отданы СРЦ. Представляем
материал автора вниманию наших читателей. В целом сборник рассчитан
на широкий круг читателей.
Видеоигра
Counter Strike: Global Offensive известна многим школьникам, в
нее они режутся чуть ли не каждый день. Для поклонников стрелялок
на сайте http://fungun.net Рулетка
кс го создана для желающих улучшить свой инвентарь. Делайте
ставки и выигрывайте! Лотерея скинов определяет победителя автоматически,
при помощи специального алгоритма. Заходи, нажимай на Рулетку
csgo и выигрывай оружие, скины и вещи.
Коллективом приемного отделения СРЦ для несовершеннолетних сл.
Б. Мартыновка накоплен немалый опыт по созданию ситуации, направленной
на реализацию потребности ребенка проявить себя, попробовать
свои силы в достижении цели, проживание "Минуты успеха".
Одной из главных целей педагогической деятельности в нашем коллективе
становится создание благоприятного фона, домашнего уюта, атмосферы
любви, доверия для организации успешной адаптации ребенка к новой
среде. Поставленная цель достигается через эффективное построение
воспитательного процесса, применение современных технологий воспитания,
учитывая разно-уровневый возраст и подготовку воспитанников. Организация
воспитательного процесса должна быть поставлена так, чтобы он
обеспечивал развитие навыков социальных действий: самозащиты,
саморегулирования, самоуправления.
Для реализации поставленных задач на протяжении семи лет, работая
над проблемой "Социальное здоровье ребенка" (основные
ориентиры воспитательной деятельности), педагоги СРЦ заботятся
о постоянном расширении индивидуального опыта каждого воспитанника
как носителя социальных ролей.
При подготовке настоящего методического материала использован
личный опыт работы и содержание Санкт-Петербургской (профессор
И.А.Колесникова) и Ростовской (профессор Е.В. Бондаревская) воспитательных
концепций, которые основаны прежде всего на сферах социализации
и социальных ролях, потенциальным носителем которых является ребенок.
Работая по теме, исключительно важно соблюдать определенную последовательность
педагогических действий, связанных с закономерностями формирования
личности и логикой воспитательного процесса; например, определенных
целей, форм творческой активности и тех социальных сфер, в которых
ребенок сможет максимально реализоваться на том или ином этапе
своего развития.
Первым этапом работы с ребенком в приемном отделении СРЦ для несовершеннолетних
являются общие мероприятия, предусмотренные инструкцией, знакомство
с ним с целью определения его способности к адаптации в новом
коллективе. Дети поступают в приемное отделение чаще всего с хроническими
заболеваниями глаз, носоглотки, кожи, внутренних органов; грязные,
с педикулезом, в подавленном настроении и с желанием вернуться
в прежнее, пусть гнусное, но домашнее существование.
Ситуация осложняется тем, что мы находимся практически в замкнутом
пространстве - спальня, игровая комната, детская площадка; плановый
поход в поликлинику для обследования и уточнения состояния здоровья.
К телеэкрану доступ практически закрыт. По мнению медицинских
работников, телепередачи, видео-просмотры, игры, выведенные на
экран, компьютер, даже в привычном их виде, не благостны по влиянию
на сознание ребенка, экран становится полем для негативной информации
и дополнительным излучением в наш технический электромагнитный
век.
Однако детские передачи, прежде всего по каналу "Карусель",
детей увлекают, они им интересны в связи с тем, что спектр их
очень широк: от зарядки, развлекательных телепрограмм, мультфильмов,
поставленных по популярным народным сказкам и произведениям известных
детских писателей, до обучающих программ.
В своей практике мы часто применяем форму просмотра с последующим
диалогом: это может быть точный повтор упражнений зарядки или
пересказ содержания мультфильма. Ребенок
называет главных действующих лиц, дает качественную, пространственную,
цветовую, нравственно-этическую характеристику героя. При удачном
приеме педагога "экран" играет обучающую, развивающую
роль, воспитывает в детях любовь к Родине, природе, людям, жизни;
доброту, развивает коммуникабельность, расширяет словарный запас
и кругозор, обучает правилам поведения на дороге и в экстремальных
ситуациях.
Все проводимые меры реабилитации и профилактики можно разделить
на две категории. Первая специфическая: лекарственная терапия,
назначения врача. Вторая - неспецифическая: зарядка по утрам,
прогулки и игры на свежем воздухе, беседы о правилах здорового
образа жизни, поведении на спортплощадке и на экскурсии, в общественных
местах и т. д.
Педагоги едины в стремлении создавать позитивный фон. Устраиваем
минуты пения, танцев, предлагаем изложить, как устно, так и письменно
свои впечатления о погоде за окном, любимом увлечении, незабываемом
случае в жизни или путешествии, о заходе и восходе солнца и т.д.
Все вышеизложенное создает благоприятные предпосылки к формированию
позитивного отношения к учреждению, в котором дети проживают.
Назову некоторые наиболее действенные формы работы по созданию
ситуации успеха, позволяющие ребенку развить свои способности,
инициативу, предприимчивость, уверенность в собственных силах:
мини-инсценировки, ролевые игры, экскурсии, дайджесты, проведение
праздников и т.д. Уверена, что специалистам известна результативность
этих мероприятий. Кстати, праздник - это соединение различных
форм деятельности.
В
ходе его воспитанники самостоятельно (под корректной опекой педагога)
проводят конкурсы, поют, танцуют, читают стихи, импровизируют.
Очевидно, что это их успех, их слава. Воспитатель, как правило,
решает поставленные образовательные задачи - расширение эрудиции,
повышение самооценки, формирование у детей уважения друг к другу,
творческой активности.
Итак, можно сделать вывод: при работе с детьми надо непременно
учитывать возможности социума, микро-социума, педагогическую ситуацию,
возраст воспитанников и их особенности, а также, что чрезвычайно
важно, нравственные, психологические, духовные резервы детей "группы
риска".
Минуты успеха важны для человека, особенно для ребенка из асоциальной
семьи. Подъем в творчестве, любви, учебе, игре, личностном самовыражении
актуален - это значимый стимул в работе по формированию позитивного
взгляда на мир, жизнь в целом.
Многолетний опыт работы позволил убедиться в том, что ребенок,
подросток, проживая ситуацию успеха, обретает достоинство, формирует
адекватную оценку своих индивидуальных качеств, начинает понимать,
что он чего-то стоит как человек. Это способствует формированию
свободной, духовной, творческой, социализированной личности.
Опубликовано
19 февраля 2016