Мини-футбол
2007-2008
Президент
мини-футбола России побывал на Дону
25
декабря 2007. На прошлой неделе в Азове состоялся семинар-совещание
по проблемам внедрения общероссийского проекта «Мини-футбол –
в школу» в Южном Федеральном округе. В мероприятии приняли участие
и выступили президент Ассоциации мини-футбола России Семен Николаевич
Андреев и руководитель департамента развития АМФР Андрей Евгеньевич
Власов. Речь шла об общих аспектах развития мини-футбола в Российской
Федерации и, в частности, Южном федеральном округе, структуре
АМФР и организационно-правовых вопросах внедрения проекта. На
семинаре обсуждался вопрос об особенностях и проблемах внедрения
проекта «Мини-футбол – в школу» на территории ЮФО.
Корреспондент «ФК» взял интервью у Семена Николаевича Андреева
и Андрея Евгеньевича Власова.
- С чем был связан визит в регион и какова ваша оценка
работы по реализации проекта «Мини-футбол – в школу»?
С. АНДРЕЕВ. Проект стал одним из приоритетных
как в Ассоциации, так и в РФС. Современному школьнику, проводящему
большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой
домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки
при остром дефиците двигательной активности. По данным Министерства
образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН
двигательная активность детей с поступлением в школу снижается
наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного
возраста к старшему. В результате её острого дефицита нарушаются
защитные функции организма, возрастает число случаев с негативными
сдвигами в их здоровье
Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается
ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к
различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют,
что лишь 15 процентов школьников могут быть признаны здоровыми,
50 имеют отклонения в здоровье, а 35 страдают хроническими заболеваниями.
Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают
лишь 75 процентов учащихся, а в спортивных секциях занимается
только один ребенок из десяти.
В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением
и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих
асоциальное поведение.
Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита
двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает
необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной
работы в школе, особенно во внеурочное время.. К числу наиболее
эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол
– любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой,
доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол,
которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки
и девушки, как нельзя лучше приспособлен для развития его в школе
и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной
активности и здоровья подрастающего поколения.
Именно с этих позиций Российский футбольный союз и Ассоциация
мини-футбола России и исходили, готовя проект «Мини-футбол в школу»,
являющейся составной частью общероссийской программы развития
футбола.
К сожалению, при подведении итогов прошлогоднего смотра-конкурса
ЮФО оказался далеко не в числе лидеров, несмотря на богатейшие
традиции футбола и спорта вообще в Ростове, Ростовской области
и других субъектах округа. Напомню, что тогда первое место досталось
МРО «Сибирь», второе – МРО «Московская область», третье – МРПО
«Золотое кольцо». Сейчас нас порадовало то, с каким размахом проводятся
фестивали и соревнования в Астрахани, Таганроге, Ростове-на-Дону,
на Ставрополье, в Северной Осетии. Кажется, здесь взялись за дело
основательно и неуклонно идут вперед, увлекая за собой остальных.
На семинаре я видел, как заинтересованно специалисты говорили
о своей работе, о том, как её можно и нужно улучшать и совершенствовать.
Естественно, они сталкиваются со множеством проблем. Главные из
них видятся мне в том, чтобы нашли общий язык и проявили заинтересованность
в реализации программы все представители всех спортивных организаций,
федераций, ассоциаций и органов образования. Там, где они работают
рука об руку, и результаты есть. Причем, хорошие результаты.
Естественно, в любом деле нужны энтузиасты, нужен первый толчок.
Я не устаю повторять: роль личности не то что в истории, а даже
в одном отдельно взятом виде спорта еще никто не отменял. Как
бы ни старался руководитель проекта по ЮФО Аркадий Александрович
Акопян объять необъятное, а без помощников на местах ему не обойтись
– без специалистов народного образования, тренеров-общественников,
школьных педагогов.
В Ростове подумывают о том, чтобы создать команду мастеров, способную
выступать в высшей лиге. Почему бы и нет? Ведь тот же «ЛЭГ» выступал
в первенстве страны в самые трудные для всего спорта времена,
и были футболисты, которых затем приглашали в другие коллективы.
Например, в «Норильский никель», который был и призером, и чемпионом
России. Будет команда мастеров, будут и детские команды, к чему
обязывает положение об организации структуры спортклуба. А это
– огромный стимул для тысяч мальчишек, по-хорошему болеющих футболом.
А.ВЛАСОВ. В проект вовлечено около сорока субъектов
Российской Федерации. А это не много не мало – семь тысяч школ.
С начала года ожидаем увеличения в два раза. Уже сейчас можно
говорить, что мини-футболом занимаются примерно пятьдесят процентов
школьников. Естественно, где-то эта работа поставлена лучше, где-то
хуже. Причин тому – множество. Например, в северных регионах занятия
этим видом спорта стали массовыми в связи с суровыми климатическими
условиями. На снегу, да еще в сорокаградусный мороз в мини особо
не поиграешь, так что футбол уходит под крышу достаточно рано.
На юге мальчишки предпочитают (во многом благодаря десятилетиями
складывающимся традициям) большой футбол, игру на свежем воздухе,
на газоне. Но ведь мини куда более демократичен и, что очень важно,
менее травмоопасен. Да и зимой, даже если на улице в общем-то
тепло, грязь месить – не самое большое удовольствие.
Вид спорта этот - молодой, так что и достаточным количеством специалистов
мы еще похвастаться не можем. Когда об этом говорят, отвечаем:
учитесь сами и учите детей. Не настолько здесь сложные правила,
чтобы не выучить их за пару дней и не рассказать ребятам. Тем
не менее сейчас можно и нужно говорить о подготовке кадров для
школы, для мини-футбола. Я понимаю, что каждый заинтересован в
развитии «своего» вида спорта. Кто-то делает упор на гимнастику,
кто-то на бокс, кто-то на плавание и так далее.. Однако же мини,
повторяю, доступен всем без исключения. Потому и создана ВСЕРОССИЙСКАЯ
программа для школ. И теперь многое зависит от руководителей регионов
всех уровней, во всех ведомствах - их заинтересованности в развитии
спорта вообще и мини-футбола, в частности.
Можно привести несколько примеров. Уже став губернатором Красноярского
края, Александр Хлопонин рекомендовал занятия мини-футболом в
школах. Заметьте: рекомендовал, а не приказал. Приказы, знаете
ли, не всегда эффективны. В этом убедились все на примере Украины,
где в административном порядке сделать футбол третьим уроком физкультуры.
Правильно заметил в свое время Семен Николаевич: «Пусть лучше
десять человек занимаются с удовольствием, чем сто – из-под палки».
Диаметрально противоположная история – в Москве и области, где
только в элитной лиге пять команд. А ведь есть еще и высшая. Для
ребят создана специально Школьная лига, где они могут делать первые
шаги.
На Ставрополье, в Дагестане, в Ростовской и Астраханской областях,
в Осетии уже есть коллективы, которые достаточно громко заявили
о себе на российской арене. И мы, со своей стороны, оказываем
им всевозможную поддержку. Впрочем, как и всеми школьному мини-футбольному
движению. Обеспечиваем методической литературой, проводим специальные
семинары для повышения квалификации, по возможности – снабжаем
формой, инвентарем и так далее.
Порой мы сталкиваемся с трудностями вот какого рода. Южный федеральный
округ – многоконфессиональный, так что в некоторых регионах не
приходится говорить о развитии мини-футбола для девочек. Что ж,
мы относимся к этому с пониманием, никто не собирается ни на кого
«давить». Раз так, значит футбол – дело для настоящих мужчин,
пусть они им и занимаются.
Проблемным пока остается развитие мини-футбола в сельских районах:
не хватает преподавателей, нет соответствующей базы. Но это –
вопрос времени. Мы видим цель и будем к ней стремиться. Благо,
силы и возможности есть.
Я буду откровенен. Когда мы проводили семинар в Азове, его, увы,
после первого же перерыва покинули несколько человек. По всему
выходит, это совершенно чуждые мини-футболу люди. Зато те, кто
остались, благодарили нас за помощь и информацию. Чем больше таких
людей придет в школу, будет заниматься с ребятами после уроков,
тем лучше для развития спорта. Они – наш золотой кадровый резерв.
С.АНДРЕЕВ. В связи с этим наше главное новогоднее
пожелание: любить спорт, любить детей, делать всё, чтобы жизнь
наша была здоровой во всех отношениях.
А.ВЛАСОВ. Надеюсь, что Новый год подарит всем
нам немало счастливых мгновений. В том числе – в спорте, в мини-футболе.
Всем мальчишкам и девчонкам, всем взрослым, по-детски влюбленным
в футбол, – удач на спортивных площадках.
Олег Охнянский, «Футбольный курьер»